С 2000 г. в России закрыли 20 тыс. сельских школ, значительную часть из них как малокомплектные. С одной стороны, муниципалитетам невыгодно оплачивать работу 20 учителей и содержание огромного здания ради 50 учеников; с другой, закрытие школы всегда означает выморачивание села. Если закроется селообразующее предприятие, мужики будут ездить на заработки вахтами, но, как только закроют школу, все молодые семьи перетекут в районный центр. Эффект сравним с ликвидацией неперспективных деревень при Хрущеве с поправкой на то, что кампания по закрытию школ не такая масштабная.
Но в данном случае многие сельские сообщества нашли очень красивый выход из ситуации: узнав о риске закрытия школы, учителя, работники культуры и другие неравнодушные сельские жители берут в семьи столько детей из детдомов, что местная школа вырастает из статуса малокомплектной. В некоторых случаях доля приемных детей среди учеников достигает 90%. Социологи Вера Галиндабаева и Николай Карбаинов (СИ РАН) зафиксировали такие случаи сперва в Бурятии, а потом и повсеместно в Центральной России. Святая самоорганизация!
Скоро у Веры и Николая выходит книга про этот удивительный пример адаптации сельских сообществ к оптимизации образовательных учреждений.
Написал experov на experov.d3.ru / комментировать