Властям Казахстана следует обеспечить справедливое судебное разбирательство апелляционной жалобы журналиста Данияра Адилбекова на обвинительный приговор, заявила правозащитная организация Human Rights Watch. В опубликованном 28 ноября заявлении HRW призывает Астану пересмотреть законодательство, чтобы гарантировать, что журналисты в стране не окажутся за решеткой за реализацию своего права на свободу слова.
Суд в Астане в октябре приговорил Адилбекова к четырем с половиной годам лишения свободы по обвинениям в распространении заведомо ложной информации» и «заведомо ложном доносе». Журналист оказался под следствием и судом в связи с публикациями в telegram-канале «Дикая Орда», который он вёл. Обвинения предъявлены на основе постов о вице-министре энергетики Ерлане Аккенженове, председателе правления астанинского аэропорта Юсуфе Рашеде Альджавдере и главном редакторе издания El Media Гульжан Ергалиевой.
В суде первой инстанции Адилбеков обвинения отверг. Он подал апелляцию, которая, как ожидается, будет рассмотрена в ближайшее время.
Human Rights Watch считает назначенный Адилбекову приговор «ненадлежащим и несоразмерным наказанием за ущерб репутации». Мира Риттманн, исследователь HRW по Центральной Азии, отмечает, что наказание «не соответствует международным обязательствам Казахстана». Она призывает власти Казахстана «освободить Адильбекова, обеспечить справедливые слушания по его апелляции».
«Тюремное заключение никогда не будет приемлемым наказанием за правонарушения, связанные с высказываниями, оно будет иметь сдерживающий эффект для независимой журналистики в Казахстане», — считает Риттманн.
Через неделю после приговора Адилбекову в Сети появилось открытое письмо от медиасообщества президенту Казахстана, в котором приговор журналисту расценивается как «несоразмерное наказание за правонарушения, которые не несут общественной опасности».
«Абсурдность приговора состоит в том, что за основу обвинения, помимо показаний потерпевших, взяты исключительно экспертизы, которые указывают на то, что посты Данияра задевают честь, достоинство и деловую репутацию потерпевших. При этом подобные дела рассматриваются исключительно в гражданском суде, что четко указано в ст.143 Гражданского Кодекса», — говорится в письме.
О реакции Акорды на обращение на данный момент ничего неизвестно.