Аделия Петросян уверенно выиграла короткую программу на этапе Гран-при в Казани. Она выполнила тройной аксель и набрала 85,67 балла. Ближайшая преследовательница Вероника Яметова отстала сразу на 11,27, хотя справилась со всеми элементами. Данным выступлением действующая чемпионка России продемонстрировала, что способна одерживать победы и на крупнейших международных соревнованиях, если россиянин допустят туда в следующем году.
На всех соревнованиях, которые проходят внутри страны, нередко можно услышать скептическое: мол, понятно же, что на международной арене никого из российских фигуристов так лояльно судить не будут. Определённая доля истины в этом, безусловно, имеется. Но даже если скинуть с результата Аделии Петросян десяток баллов, получится сумма, сопоставимая с той, что получают на первенствах планеты сражающиеся за золото спортсменки. Например, трёхкратная чемпионка мира Каори Сакамото завоевала последний из титулов, набрав за «короткий» прокат 73,29.
Иными словами, технический контент Аделии, отточенная пластика и прекрасная нервная система заочно делают её безоговорочным фаворитом любого турнира, прими она в нём участие. Это важно особенно сейчас, когда достаточно активно обсуждается тема возможного допуска отечественных атлетов к Олимпиаде-2026.
Верить в данную перспективу или нет, каждый решает сам, но, на мой взгляд, стоит как минимум её рассматривать, поскольку очень многие вещи обретают в этом варианте иной смысл. Так, становится понятно: для тех, кто всерьёз намерен претендовать на крайне ограниченное количество олимпийских квот, решающим может стать весь нынешний сезон, а вовсе не победа в чемпионате России через год.
Логика здесь проста: если действительно случится так, что весной 2025-го Международный союз конькобежцев (ISU) допустит наших атлетов к соревнованиям под своей эгидой, фигуристам придётся зарабатывать не только квоты, но и заново восстанавливать репутацию в глазах судейского корпуса. Применительно к женскому одиночному катанию это значит, что в фаворе окажется спортсменка, которая подойдёт к первым же стартам олимпийского сезона со сложным контентом, в отличной форме и сумеет удерживать её на протяжении последующих месяцев. Предположу, грядущий сезон вообще может стать для многих жестоким: все, кто столкнётся с травмами, болезнями или традиционно неспешным входом, рискуют оказаться за бортом экипажа ОИ быстрее, чем сами это поймут.
С учётом сказанного, Петросян представляется идеальной претенденткой, пусть и находится уже третий сезон в своего рода Зазеркалье, не имея возможности очно сравнивать себя с иностранными соперницами. Она вполне успешно проходит стадию взросления без видимой потери качества катания, хотя сама призналась, что приходится работать над собой не только в техническом плане.
«Не хочется снижать планку. Стараюсь додержать этот прыжок (тройной аксель — RT), чтобы он не исчез. Конечно, я взрослею и меняюсь. Мысли в голове появляются разные — и дома, и на тренировках... Приходится с этим справляться, как и другим девочкам. Приходится много разговаривать с собой, собирать себя. Я становлюсь ленивее, но заставляю себя», — призналась действующая чемпионка России.
По большому счёту, ей даже не требуются в произвольной четверные: если тройной аксель, с которым уже сейчас Аделия справляется идеально, будет доведён до абсолютно стабильного исполнения, трёх таких элементов (одного в короткой и двух в произвольной) окажется достаточно, чтобы «закатать в асфальт» кого угодно.
Немаловажно и то, что в программе Петросян уже сейчас нет слабых мест: непрыжковыми элементами и связками Аделия способна набирать громадное количество баллов. В Казани было видно, как она тщательнейшим образом контролирует мельчайшие движения рук и корпуса, увязывая их в единый хореографический рисунок. Именно данное качество, а не только триксель выгодно отличал фаворитку от оппоненток, в числе которых была ещё одна прекрасная одиночница Вероника Яметова.
Если же сравнивать шансы подопечной тренерского штаба Тутберидзе и тех, кто выступает на других этапах Гран-при России, то и здесь очевидно: соперничать с Аделией вряд ли кому окажется по силам, если она сама не начнёт ошибаться.
Может ли пошатнуться положение Петросян, если в спорт вернётся Камила Валиева, чья дисквалификация завершится аккурат к чемпионату страны олимпийского сезона?
Рискую навлечь на себя негодование поклонников Камилы, но, думаю, не произойдёт ровным счётом ничего. Подобный прецедент в мировом фигурном катании уже был. В 1993-м ISU принял решение допустить к Олимпиаде в Лиллехаммере тех, кто уже завершил любительскую карьеру. В женском одиночном катании шанс получила двукратная олимпийская чемпионка Катарина Витт, которая решила вернуться в любительский спорт исключительно за компанию с остальными «профи». Мол, старые друзья, старые привязанности — в чём-то сродни ощущению, когда семья собирается вместе после долгой разлуки. Но первое же чувство оказалось для фигуристки неожиданно обескураживающим: семья-то уже чужая!
На собственные перспективы Витт смотрела совершенно трезво и ставила себе единственную задачу: набрать форму к чемпионату Германии, чтобы выиграть отбор на ОИ у Марины Кильманн или Тани Шевченко, поскольку в Норвегию могли поехать только две немецкие фигуристки.
Задачу Катарина выполнила, но и только. Нескольких месяцев занятий оказалось недостаточно, чтобы всерьёз претендовать на медаль. А ведь в отличие от Валиевой она за годы выступлений в шоу не выросла, не набрала вес, не слишком растеряла прыжки. Да и олимпийских вакансий было всё-таки две, а не одна.
Для отечественной фигуристки возвращение может получиться гораздо более проблемным. Примечательно, что за день до начала этапа Гран-при в Казани Валиева появилась на льду перед публикой — выступила в шоу Татьяны Навки.
«Уверена, Камила обязательно должна вернуться. Её любит вся страна, весь мир, её ждут на льду, такой талант рождается раз в 100 лет. Она может быть разноплановой, строгой, детской, нежной. Уверена, она найдёт в себе силы и вернёт технический арсенал», — сказала олимпийская чемпионка в танцах на льду Татьяна Навка.
С этими словами можно согласиться, не раздумывая, но есть, как говорится, нюанс: Навка, как продюсер, прежде всего заинтересована в том, чтобы к главной звезде своих шоу было как можно дольше приковано внимание. Точно так же поступают Яна Рудковская и Евгений Плющенко по отношению к Александре Игнатовой. А что способно взбудоражить публику сильнее, чем тема потенциального возвращения звёзд, чьи имена пока ещё на слуху?
Просто чтобы действительно приблизиться к прежним кондициям, нужно вернуться в другое тело, другую сложность, другую физическую готовность, другую мотивацию. Иначе ни Валиевой, ни Игнатовой не выдержать сравнения с той же Петросян. Сами по себе громкие имена не будут иметь через год ровным счётом никакого значения. Всё-таки всевозможные красивые истории — для журналистов. Олимпийский лёд гораздо чаще требует совсем другого.