Дальний Восток оброс жалобами
В 2022 году количество претензий относительно качества перевозок на сети выросло. По-прежнему весомая доля жалоб связана с нарушением нормативных сроков доставки груза.
Наибольшее число претензий пришлось на Дальневосточную магистраль, что объяснимо перестройкой логистических связей и увеличением спроса на перевозку в направлении портов и сухопутных погранпереходов Дальнего Востока при сохранявшихся инфраструктурных ограничениях.
Впрочем, на ситуацию с просрочкой доставки влияет не только инфраструктура железных дорог, но и технический уровень смежников. Например, не теряет актуальности сезонный фактор, когда из-за смерзаемости грузов падает выгрузка на терминалах, растет число брошенных поездов на подходах к припортовым станциям, что осложняет общую эксплуатационную работу.
«Всегда ли виноваты РЖД в том, что груз доставлен несвоевременно? Будем честны: не всегда, – говорит заместитель генерального директора по логистике ГК «Маршал» Андрей Лазаренко. – Бывают разные причины, в том числе такие, как обнаружение неисправности вагона в пути следования, бросание поезда в пути следования по причине неприема груза получателем и т. д. В таких случаях в перевозочный документ должны быть внесены сведения в разделе «Отметка перевозчика» с указанием количества суток, насколько срок доставки сдвигается, с указанием ответственного работника, который составил акт, естественно, названия станции, на которой этот груз был отставлен».
Он уточнил, что право на взыскание неустойки за нарушение срока доставки с перевозчика имеет грузоотправитель и грузополучатель, причем не важно, кому принадлежит груз и кто выступал плательщиком железнодорожного тарифа. При этом направить претензию в суд можно один раз. «Если грузоотправитель подал [исковое требование], а через некоторое время – и грузополучатель, то тому, кто подал вторым, в претензии будет отказано», – пояснил А. Лазаренко.
С принятием ФЗ № 266 от 02.08.2019 г. размер пени равняется 6% платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки, но взыскать можно не более 50% провозной платы по каждому перевозочному документу.
Структура споров между участниками перевозочного процесса не исчерпывается только проблемой просрочки доставки груза. В числе других предметов судебного разбирательства – нарушение срока подсыла порожнего вагона, взимание платы за простой подвижного состава вне перевозки, превышение грузоподъемности вагона, нарушение срока погрузки/выгрузки и т. д. Сторонами в судебных спорах выступают не только перевозчик, отправитель и грузополучатель, но все более активно операторские компании.
Если перевозчик и оператор не правы
Несмотря на развитие арбитражной практики, остается еще немало примеров, когда в судебных спорах не учитываются особенности технологического взаимодействия участников перевозочного процесса, констатирует заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семенкин.
Так, рассказал он, представляется несправедливым выставление штрафов в случаях, когда грузоотправитель не мог оформить перевозочные документы на загруженные вагоны по причине ограничения или прекращения погрузки грузов перевозчиком. Тем не менее владелец парка за период, когда действуют ограничения погрузки, все равно выставляет штрафы. Или же перевозчик нарушил срок по подаче/уборке груженого либо порожнего вагона на пути грузоотправителя, а оператор предъявляет последнему штрафные санкции с момента прихода вагона на станцию.
«Вагоны могут быть поданы не в соответствии с графиком погрузки – это так называемая сгущенная подача, которая превышает перерабатывающую способность подъездного пути. Тем не менее арбитражной практикой это не рассматривается в качестве смягчающего основания при выставлении штрафов грузоотправителю со стороны владельца вагона», – приводит еще один пример Д. Семенкин.
Безусловно, имеются способы защиты прав грузоотправителей от несправедливых или чрезмерных претензий операторов и перевозчика. Например, в качестве превентивной меры в договорах на предоставление подвижного состава период погрузки/выгрузки должен быть увязан с фактической погрузкой/выгрузкой вагонов, определяемой в соответствии с памятками приемосдатчика и уведомлениями о завершении грузовой операции, а не моментом прихода вагона на станцию и его оформления в груженом или порожнем виде. Это предполагает направление оператору соответствующих документов, но смещает ответственность грузоотправителя в ту область, на которую он может реально повлиять, ускорив погрузку/выгрузку.
В любом случае компании-отправителю следует отстаивать свою невиновность в задержке погрузки/выгрузки вагонов действиями иных лиц – перевозчика или владельца подвижного состава.
Как отмечает Д. Семенкин, несмотря на то, что он представляет операторское сообщество, грузоотправитель должен иметь рычаги защиты. «Все должно быть в каком-то балансе. Мы, операторы, получив возможность взыскивать штрафы, пени, убытки с грузоотправителя, грузополучателя, не должны этим правом злоупотреблять, иначе это приведет к уходу на автотранспорт некоторых клиентов, к неправильному пониманию сути операторов», – заключил зампред А ОЖдПС.