Разочарование в Мулявине, разрыв с женой и безответные чувства к Ротару. Драмы «Песняра» Валерия Дайнеко
Когда певец впервые услышал «Песняров» на записи, коллектив ему крайне не понравился — Валерий Дайнеко увлекался западной музыкой, и звучание белорусского ВИА показалось ему «кошачьим визгом». Посещение концерта все перевернуло: неприятие сменилось желанием выступать с Владимиром Мулявиным.
Когда певец впервые услышал «Песняров» на записи, коллектив ему крайне не понравился — Валерий Дайнеко увлекался западной музыкой, и звучание белорусского ВИА показалось ему «кошачьим визгом». Посещение концерта все перевернуло: неприятие сменилось желанием выступать с Владимиром Мулявиным.
Валерий Дайнеко появился на свет в поселке Руденск в семье музыканта и певицы. Ребенку было пять, когда он переехал с близкими в Минск. В столице Валерий пошел в школу при консерватории, освоил скрипку и альт. Как многие молодые люди того времени, юноша увлекся джазом, так что в старших классах выступал с коллективом «Менестрели», играющим ритм-н-блюз.
Поступить в Белорусскую консерваторию артисту не удалось, зато он окончил Минское музучилище по классу альта, занялся постановкой голоса и вокальной аранжировкой. В 70-е Дайнеко уже был знаком с Владимиром Мулявиным и его «Песнярами», но не мечтал попасть в коллектив, желая развиваться в джазе. Все изменилось, когда Валерий посетил концерт ВИА во Дворце Спорта: несмотря на не самые лучшие инструменты и акустику, оттенки голосов и звук поразили нашего героя.
«После выступления у меня состоялся разговор с Мисевичем: я загорелся мечтой попасть в „Песняры“, но он объяснил мне, что свободного места пока нет. Через год (в то время я работал с Софией Ротару) уже сам Мулявин в случайной беседе по телефону спросил у меня: „Ну что, ты уже созрел?“ — и, услышав „да“, сказал: „С 1 января я тебя жду в филармонии“. Был 1977 год. Помню эти первые посленовогодние встречи, какие были замечательные отношения в ансамбле, где тебя уже ждали, и я был полон надежд и желаний работать и творить», — делился Валерий Сергеевич.
Что же случилось с этими надеждами и энтузиазмом спустя годы? 29 ноября Валерию Дайнеко исполняется 73, а мы рассказываем о краеугольных событиях его жизни.
Дайнеко у Ротару
Итак, до «Песняров» Валерий Дайнеко сотрудничал с коллективом Софии Ротару. Артист не скрывал, что питал чувства к талантливой коллеге и даже подарил ей портрет, который сам написал. Вот только ревнивый муж Софии Михайловны Анатолий Евдокименко разорвал картину в клочья… «Все были в нее влюблены. Мы же работали вместе. Я был молодым человеком, кто мне запретит кого-то любить… Мне кажется, она догадывалась», — рассуждал музыкант в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
Также Дайнеко предполагал, что и у Софии Михайловны возникла к нему некая симпатия: когда на концерт в честь 20-летия деятельности Ротару Валерий пришел с другой певицей, исполнительница «Хуторянки», мол, ревниво сверкнула в сторону пары глазами.
Так или иначе, долго оставаться в коллективе Ротару Дайнеко не мог, тем более что в конце 1976-го его позвали в «Песняры». «Мне надоело уже в общежитии жить. Потом этот инцидент начался с Толей, его ревность… Он приехал в аэропорт, когда я улетал, чтобы что-то выяснить. Закончилось все двумя бутылками шампанского. Мы пожали друг другу руки и разошлись», — откровенничал Валерий Сергеевич.
От звездного часа до заката «Песняров»
В январе 1977-го мечта Валерия Дайнеко сбылась: он стал вокалистом, аранжировщиком и альтистом «Песняров». Звездный час музыканта пробил, когда во Дворце Спорта он спел «Беловежскую пущу» перед девятитысячной толпой зрителей. Еще одной визитной карточкой исполнителя была композиция «Зачарованная».
«У меня с тех пор остались очень хорошие впечатления о моем вхождении в новую, неизведанную для меня тогда тему — работа на профессиональной сцене! И хотя тогда была зима с 30-градусным морозом, более теплых ощущений я не могу припомнить: и от общения с ребятами, и особенно с Мулявиным, который сказал мне тогда сакраментальную фразу: „Ну что, Валерик, теперь твой голос уже не принадлежит тебе одному. Он достояние всей страны!“ Я, правда, тогда не совсем понял, о чем это…» — вспоминал Дайнеко.
В 80-е артист успел отучиться на факультете хорового дирижирования, ну а в 1992-м покинул «Песняров» и следующие пять лет проработал в Государственном концертном оркестре Республики Беларусь, где специально для него создали джазовый коллектив. Но почему же Дайнеко отказался от любимого ВИА?
Не секрет, что в период раскола коллектива многие его участники ссылались на алкоголизм Владимира Мулявина и вседозволенность, с которой его жена Светлана Пенкина решала организационные вопросы. Валерий Дайнеко вспоминал и первые тревожные звоночки, намекавшие, что пора уходить. Так, по мнению музыканта, уже африканская поездка «Песняров» предвещала скорый разрыв.
В ресторане при отеле местные музыканты предложили устроить джем-сейшн, но уже через 20 минут представитель Минкульта передал просьбу Мулявина прекратить. Обсуждая инцидент, Светлана Пенкина накричала на артистов, заявив, что они посмели петь в кабаке для «наркоманов и проституток», а худрук коллектива молча стоял за ее спиной.
Читайте также
В другой раз Мулявин пригрозил артистам увольнением за покупку дефицитных книг на гастролях. «Это была не шутка, так как он метал молнии. Причем явно „накачанный“ со стороны… Кажется, мелочь, но тревожный сигнал уже поступил тогда. Конечно, я это простил! Но забыть не могу: это же характеризует человека. Ну как понять угрозу „вылетишь из ансамбля“ из–за книги Сент–Экзюпери, Цветаевой, Пастернака или Набокова? Не могу описать своего внутреннего возмущения тогда, но хотелось по приезде домой написать заявление об уходе», — признавался Дайнеко.
«Белорусские легенды»
К распаду СССР из первого состава ВИА остались лишь Владимир Мулявин и Владислав Мисевич. В 1998-м последнего назначили директором коллектива вместо Мулявина, что Владимир Георгиевич расценил как предательство. В ансамбль вернулся Валерий Дайнеко, а когда конфликт дошел до обращения Мулявина к Александру Лукашенко для восстановления в прежней должности, «Песняры» окончательно раскололись.
Владимир Мулявин набрал молодых музыкантов, ну а Мисевич, Дайнеко, Игорь Пеня, Александр Катиков, Олег Козлович, Владимир Марусич и Александр Соловьев создали «Белорусских песняров». На фоне всех этих событий Мулявин буквально сгорел: в 2002-м он попал в ДТП, сломав позвоночник, и умер через восемь месяцев.
Читайте также
«Позже нам приписывали чуть ли не вину во всей трагедии, которая произошла с Мулявиным, мол, бросили своего руководителя! — отмечал Валерий Сергеевич. — Скажу откровенно, „бросил“ всех один человек. Бросил, не сознавая того, творчески и по–человечески, еще за 10 лет до того, как мы ушли. Он продолжал много писать, работать, но мало кому известно, что его произведения вышли в свет благодаря неимоверной усидчивости и таланту музыкантов и аранжировщиков ансамбля, которые ночи напролет переделывали, перекраивали, домысливали и „латали“ в буквальном смысле его нетленки. Они трудились как волы, к тому же бесплатно. Уже тогда мы выходили на сцену, не показывая, а скорее, навязывая свое творчество зрителям, теряющим к нам всякий интерес».
Расставание с женой
Валерий Дайнеко по-прежнему выступает в ансамбле, который с недавних пор носит название «Белорусские легенды». Но что происходит в его семье? С браком артист не спешил, поэтому лишь в 34 женился на возлюбленной Ирине. У пары родились дочери Яна и Вика (тезка известной российской певицы — прим. «СтарХита»), и обе стали вокалистками. Вот только уже через восемь лет супруги расстались, хотя и не расторгли брак официально.
Причину разлада музыкант видел в ревности жены, которая сперва была абсолютно беспочвенной. Ирина неожиданно приезжала в гостиницу, полагая, что там прячутся фанатки артиста, и не верила, что он может отказаться от встреч с поклонницами.
Читайте также
«Случалось ли так, что я оказывался неверен? Потом — да! Когда тебе все время говорят о неверности, и ты не можешь доказать обратное, все-таки думаешь: „А какая разница? Уже все равно отношения сломанные, непонятные“. Она приезжала, проверяла. Однажды мы работали в Красноярске, сижу пишу жене письмо. В два часа стук в дверь, открываю стоит Ира. Я говорю: „Смотри, тебе письмо. Видишь какой у тебя муж верный“. Приехала без предупреждения. Так бывало несколько раз. Она меня никогда не заставала ни с кем. Невозможно было. Я профессионал! Шутка», — иронизировал Дайнеко.