Смоляне обсудили изменения в Правила землепользования и застройки города
Проект предполагает нанесение на планировочную карту областного центра девяти участков под комплексное развитие территорий и корректировку зонирования в историческом ядре Смоленска.
В Смоленске прошли публичные слушания по проекту постановления администрации города «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска». Участникам представили девять территорий, которые планируется отдать под комплексное развитие. Также документ предполагает изменения с территориальной зоны Р1 на территориальную зону Р2 в районе улиц Войкова и Коненкова. Этот участок планируется выделить под строительство корпусов межвузовского кампуса.
Несмотря на то, что собственно строительство кампуса или даже его проект не являлись предметом публичных слушаний, их участники высказали свое мнение по поводу намерений такого строительства в историческом ядре Смоленска. Юрист Максим Шилко отметил, что изменение зоны с Р1 на Р2 указывает на то, что на участке должны будут появиться какие-то другие объекты – либо гостиницы, либо образовательные корпуса.
По мнению архитектора Олега Савельева, существующие видовые точки, раскрывающие панораму города, в том числе Успенский собор, могут быть утрачены в случае любого масштабного строительства на данном участке.
«Проекция панорам проецируется на зону Р1, которую предлагается перевести в Р2. При застройке этой зоны изменится видовое восприятие нашего города, который является историческим поселением федерального значения», — отметил Савельев.
Аналогичную точку зрения высказал общественный активист Юрий Ходченков, который отметил, что действующий в настоящее время Проект зон охраны запрещает любое строительство в охранной зоне Воскресенской церкви, а новый проект от 2024 года неизвестно когда будет принят в связи с его отправкой на доработку. Внесение изменений, по мнению Ходченкова, нарушит положения федерального закона №73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в результате чего Смоленск останется историческим поселением исключительно на бумаге.
Археолог и искусствовед Юрий Моисеенков подчеркнул, что исследование культурного слоя такого объема – это работа на годы. За короткое время, которое будет отведено на изыскания, его можно только снести тяжелой техникой. Его ценность для археологии сравнима с Соборным холмом.
«С точки зрения археологии памятник не изучен, там будут средневековые усадьбы, могильники — запредельное количество археологических ценностей, которые явно будут уничтожены», — считает Юрий Моисеенков.
Ольга Степанова, член Союза архитекторов России, отметила, что если в рассматриваемой зоне будет масштабное строительство, то это будет градостроительная катастрофа для исторического центра Смоленска. Что касается кампуса, его проект, считает Степанова, предполагает большие пространства, которых в историческом центре города нет.
«Если в интернете поискать проекты кампусов от Калининграда до Владивостока и посмотреть, что хотят сделать в Смоленске, то наш вариант выглядит очень бледно. Что такое кампус? Это большая территория, расположенная рядом с природой, водой, и на ней свободно расположены корпуса, стадионы и прочее. Это целый городок», — отметила Степанова.
Она также отметила, что нельзя располагать объемные корпуса на склонах, где запрещено строительство, и где находятся 14 охранных зон.
«Если поставить объемные корпуса на предлагаемом участке, будет убита видовая точка на собор, а собор по сравнению с новыми объемами превратится в гномика. И этой панорамы, которой мы гордимся и ради которой к нам приезжают люди, больше не будет», — полагает архитектор.
Член Союза архитекторов России Альфред Калиновский так высказался о предполагаемом строительстве:
«Прежде чем заявлять какие-то территории для градостроительного освоения, нужно сделать серьезный градостроительный анализ, разработку объемно-планировочных решений. В данном случае было просто продекларировано: «Мы придем и будем делать здесь». Мне кажется, это большая ошибка. Было бы неплохо сделать паузу и посмотреть, стоит ли нам таким мощным наездом осваивать центральную часть города».
Помимо темы кампуса, обсуждались и планы построить жилой корпус в переулке Зои Космодемьянской – на месте, где в годы Великой Отечественной войны располагались корпуса концлагеря Dulag-126. Эта территория включена в один из девяти проектов КРТ. С эмоциональной речью выступила Наталья Лукьянова, проживающая в данном переулке.
«Участок, где хотят построить жилой комплекс, — это место величайших злодеяний по истреблению советских граждан. Именно здесь военнопленные находились в жутчайших условиях. Людей вешали, морили голодом, они умирали от болезней, ежедневно погибало до 100 человек. На территории лагеря захоронено 45 тысяч наших сограждан, это [по численности] как город Ярцево.
Это место должно быть местом памяти и скорби, а застройщик решил построить здесь жилой комплекс, оскверняя память погибших, как будто у нас других мест нет. Каждый год государство проводит акцию “Бессмертный полк”, показывая, что подвиги и жертвы в годы Великой Отечественной войны были не напрасны. Застройка перечеркнет и обесценит это, похоронит под фундаментами домов, мемориал перестанет быть памятником и станет рекреационной зоной. Потому что мемориал [место погребения] и место убийства не могут быть разделены», — заявила Наталья Лукьянова.
Заместитель главы Смоленска по строительству и архитектуре Алексей Выдрин отметил, что и строительство кампуса, и площадки для КРТ еще могут быть изменены.
«В рамках разработки Генерального плана города Смоленска и проекта планировки территории предусмотрены территории для реализации КРТ и образовательных учреждений, в том числе вне границ Офицерской слободы и вне границ Воскресенской церкви. Мы рассматриваем такую возможность вне пятна, которое сейчас обсуждается на публичных слушаниях», — отметил заместитель главы города.
Ранее стало известно, что смоляне проголосовали за исключение 13 домов Офицерской слободы из границ КРТ. «Городская управляющая компания» опубликовала список выбывших МКД.