Страшная «норма». Почему нижегородские школьники начали избивать учителей
Они же дети, их нельзя трогать, надо защищать их права — такова идеология последних лет. А кто защитит учителей от издевательств учеников, которые все чаще происходят в российских школах? Только за неделю в Нижегородской области стало известно сразу о трех вопиющих случаях.
5 декабря ученик ковернинской школы сорвал урок и сломал нос преподавательнице английского языка. В этот же день в Нижнем Новгороде восьмиклассник в школе № 144 так избил учителя истории, что тот получил сотрясение мозга. А в одной из школ Дзержинска девочки бросили торт в лицо педагогу по технологии. И матерились при этом.
Редакция ИА «В городе N» обратилась к экспертам в поисках ответов на вопросы о том, почему так происходит и что с этим делать?
Кто виноват?
Уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области Маргарита Ушакова отмечает, что в сложившихся ситуациях виноваты и сами ребята, и взрослые, находившиеся рядом с ними — родители, педагоги, да и вообще все окружение.
Конечно, ответственность за случившееся должны нести сами подростки. Но ребята стали такими не в один момент. Формирование сознания происходит постепенно, системно. Именно поэтому я постоянно говорю о том, что взрослые должны делиться с детьми самыми ценными ресурсами — временем и вниманием. Когда-то эти ребята недополучили внимания взрослых, где-то увидели плохой пример, с кем-то не поделились своей проблемой. Будем разбираться. Правоохранительные органы работают, мы, со своей стороны, держим эти истории на контроле, — рассказала нам детский омбудсмен.
Психотерапевт Жанна Русина объясняет, что чаще всего агрессия детей связана с тем, что у них нет уважения к взрослым. Или они видят подобное дома.
У детей и подростков очень важно задавать границы, а если эти границы становятся проницаемыми, тогда человек не уважает взрослого. Раньше статус учителя был неприкосновенен и было понятно, что так делать нельзя. У подростков особенный период — они стараются быстрее расти, чувствуют себя самостоятельными. Здесь на фоне внутреннего протеста, который может быть естественен, может добавляться неуважение, а оно часто подпитывается либо окружением, то есть ребятами, с которыми они взаимодействуют, либо примером из семьи, где могут пренебрежительно отзываться о старших, родственниках или учителях. Плюс сейчас есть тенденция к тому, чтобы все друг друга уважали, но она может пониматься превратно, и человек с неокрепшим сознанием может слишком много брать на себя и считать, что «я так могу», — комментирует проблему специалист.
По ее мнению, не всегда детская агрессия связана с нарушением психического здоровья.
Скорее у этого ребенка есть особенные черты, склонность к агрессии, и она может в дальнейшем как-то проявиться. Может быть, у него в семье сложные отношения и есть рукоприкладство. Просто так агрессия не рождается. Значит, человеку это было свойственно. Более того, где-то он это видел и считает, что это принято, поэтому злость проявляет такую форму, — отмечает Жанна Русина.
Однако случаи агрессии подростков в отношении учителей стали уже не исключением, а скорее правилом. Еще в 2018 году НИУ ВШЭ провело исследование, посвященное изучению феномена буллинга педагогов со стороны учеников в российских школах. Результат показал, что из 2 800 опрошенных преподавателей 70% сталкивались с различной травлей от учеников, 50% слышали угрозы, треть — получали комментарии интимного характера в свой адрес, а 42% видели оскорбительные посты о себе в соцсетях учеников и их родителей.
С тех пор прошло 6 лет и ситуация только усугубилась.
Было, есть и... будет?
Издевательства возникают практически ежедневно. Буквально 9 декабря по Сети разлетелось видео из Уфы. Школьнику просто стало скучно на уроке. И он начал третировать пожилого преподавателя по математике. Мужчина не выдержал, взял мальчика за шею и вытолкал из класса. И это — лишь легкий пример. В федеральном масштабе есть случаи, когда подростки высыпают мусор на голову педагогу, предлагают сделать с ним непристойные вещи и даже грозятся изнасиловать. Один из подобных произошел в октябре в Ростове-на-Дону, где пожилая учительница попыталась вернуть в класс прогуливавших уроки подростков. Те в ответ пообещали воплотить с ней сцены из порнофильмов.
В Интернете можно найти множество случаев по всей России, когда дети травят учителя, провоцируют, хамят, кидают различными предметами и даже набрасываются с кулаками. Если в ответ педагог выйдет из себя и хотя бы прикрикнет на подрастающее поколение, то его ждут разбирательства с массой надзорных органов, а самих провокаторов максимум вызовут на педсовет или комиссию по делам несовершеннолетних, где погрозят пальцем и поставят на учет.
Татьяна Гриневич. Фото: пресс-служба Законодательного собрания Нижегородской области
К огромному сожалению, в последние годы «нормой» и обыденностью стали хамские выходки родителей и учеников в адрес учителей. Часто провожу различные встречи в школах и во многих слышу рассказы, что на хамов нет никакой управы. В первую очередь законодательство и общество отстаивают интересы ученика. Чуть что случись или жалоба какая на педагога поступит, тут же начинается такое разбирательство, что учителю приходится буквально «оправдываться» и доказывать свою невиновность. Многие родители знают, что закон на их стороне, и пользуются этим, создавая массу проблем педагогам и администрациям школ, в которых последние оказываются в невыгодном положении. На практике почти все такие жалобы направлены против педагогов, тогда как адекватной правовой защиты для них не предусмотрено», — отмечает депутат Законодательного собрания Нижегородской области, председатель совета регионального отделения партии «Справедливая Россия — За правду» Татьяна Гриневич.
Безнаказанность порождает цепную реакцию, и школьники копируют друг друга повсеместно. Психотерапевт Жанна Русина объясняет, что, если такие ситуации оставлять без ответа, дети будут считать их нормой:
В идеале старшие и руководство должны принять какие-то меры. Если обойдется просто так, то человек сделает вывод, что он может и дальше себя так вести. То есть, желательно, чтобы был ответ. Например, сделать серьезный выговор или исключить из школы. Иначе другие дети это увидят и делают вывод, что с учителями можно так обращаться.
Что делать?
Важно вовремя обратить внимание на симптомы агрессии и предупредить их проявление. Для этого может потребоваться специализированная психологическая помощь подросткам.
Мы все злимся, но кто-то хлопнет дверью, кто-то замолчит, а внешняя агрессия — это повод для того, чтобы посмотреть этого ребенка, чтобы проверить его состояние и самочувствие. Может, есть какие-то серьезные черты личности, которые требуют внимания и коррекции, потому что такой ребенок вырастает. И хорошо, если у него будут границы, — считает Жанна Русина.
О специализированной помощи подросткам говорит и директор нижегородской школы имени Ломоносова Галина Клочкова. При этом она добавляет, что вторым моментом должно стать взаимодействие с учителями.
фото: пресс-служба Законодательного собрания Нижегородской области
С учителями нужно работать на тему медиации. Если мы найдем эти механизмы, то мы хотя бы учителя научимся защищать, потому что на сегодняшний момент, что бы он ни сделал, он, скорее всего, будет неправ. Так как нет никаких регламентов, и учитель не может ничего. Он всегда оказывается в ситуации, когда его могут осудить родители и администрация. И считается, раз он учитель, то должен справляться с ситуацией. Но есть моменты, которые ему неподвластны. Например, когда детям уже требуется помощь специалиста, — резюмирует Галина Клочкова.
При этом она сообщила, что сейчас нет никаких мер, которые могут заставить родителей направить ребенка к психологу. В этой связи эксперт выдвинула идею о создании подобного механизма со стороны школы и применении его, когда это действительно необходимо.
Вторым решением проблемы могут стать наказания рублем для родителей нерадивых детей.
Наша партия «Справедливая Россия — За правду» уже давно поднимает данную проблему, и уже в октябре этого года глава фракции в Государственной Думе РФ Сергей Миронов, зампред комитета по просвещению Яна Лантратова и депутат Александр Терентьев обратили внимание на важность проблемы, с которой ежедневно сталкиваются педагоги: недостаток правовой защиты в ситуациях, когда их профессиональная репутация подвергается нападкам со стороны учеников, родителей или иных лиц. Они внесли в ГД РФ законопроект, направленный на защиту учителей от оскорблений, — заверила Татьяна Гриневич.
Новый проект закона вводит серьезные административные штрафы за оскорбление педагогов. Инициаторы предлагают жесткую дифференциацию ответственности в зависимости от статуса нарушителя:
— если оскорбление исходит от физических лиц, штраф составит от 5 до 20 тысяч рублей;
— если оскорбляет должностное лицо, сумма возрастает до 50–100 тысяч рублей;
— в случае, если оскорбление исходит от юридического лица, штраф будет еще более ощутимым — от 200 до 500 тысяч рублей.
Если оскорбление опубликовано в Интернете, то «ставки» вырастут: от 10 до 30 тысяч рублей для физлиц, от 100 до 200 тысяч для должностных лиц и от 500 до 700 тысяч рублей для лиц юридических.
В Минпросвещения идею уже поддержали, сейчас законопроект направлен на отзыв.
Все эти меры направлены на то, чтобы остановить любые формы агрессии в отношении учителей, будь то словесные оскорбления или другие формы неуважительного поведения. Законопроект акцентирует внимание на том, что подобные действия недопустимы в образовательных учреждениях и должны иметь четкие последствия. Причем суть его не в том, чтобы кого-то наказать, а в том, чтобы создать механизм предупреждения возникновения конфликтных ситуаций и защитить учителей от школьного хамства и распространения оскорбительной информации в соцсетях, — комментирует Татьяна Гриневич.
Кстати, уже есть судебные процессы и случаи, когда родители платили за своих детей после инцидентов с педагогами. Например, не секрет, что еще один способ травли — рассылка в соцсетях обнаженных фото учителей, сделанных школьниками при помощи компьютерных программ. И, к счастью, на малолетних «шутников» находится управа. В Курганской области педагоги подали иск на родителей учеников о взыскании морального вреда за оскорбительные коллажи. В начале 2024 года стало известно, что судья встал на сторону потерпевших и взыскал с ответчиков по 8 тысяч рублей. Пусть немного, но все же это урок с финансовым наказанием для тех, чьи «цветы жизни» ни во что не ставят старших. Судебный прецедент уже есть, а значит, практика начнет распространятся и, возможно, поможет защитить педагогов хотя бы от подобных издевательств.